8 (861) 278-22-70

Горячая линия для абитуриентов

eye
Поступить онлайн
eye
english russian

Русский

Поступить онлайн
eye
english russian

Русский

Кураторские часы, посвященные 79-й годовщине освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков

11 октября 2022 г. куратор академических групп 1 курса направления подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника и 09.03.03 Прикладная информатика, доцент кафедры Педагогики и межкультурных коммуникаций Лихачева Ольга Николаевна, провела кураторский час с обучающимися Института информационных технологи и инноваций на тему «9 октября – День освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков». В своей презентации и докладе Ольга Николаевна рассказала о главных вехах битвы за Кавказ в годы Великой Отечественной войны, о борьбе кубанцев за освобождение от фашистского ига. Исторические события тесно были увязаны с современностью. Многие мемориалы, памятники и исторические места города Краснодара, связанные с его освобождением от немецко-фашистских захватчиков, будут теперь узнаваемы студентами по-новому, потому что кураторский час открыл новые страницы легендарной истории столицы Кубани в годы Великой Отечественной войны. 79 лет назад, 9 октября 1943 года, завершилось освобождение Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков.

Начало войны

Известие о начале войны всколыхнуло Кубань. Уже 22 июня 1941 года краевое руководство приняло решение о подготовке оборонительных сооружений, а на следующий день в крае было введено военное положение. К январю 1942 года более 370 тысяч кубанцев были призваны в армию, а к началу августа 1942-го число мобилизованных достигло 600 тысяч. Показателен такой факт: летом 1941 года за уклонение от призыва был отдан под суд лишь один человек.

Многие сыны Кубани геройски проявили себя уже в первых боях с врагом. Среди защитников Брестской крепости были наши земляки: Анатолий Бессонов, Николай, Гайворонский и др.

Имя одного из организаторов обороны крепости П. М. Гаврилова носит улица в Краснодаре, на которой он жил после войны. В битве под Москвой отличились казаки кавалерийского корпуса Л. М. Доватора, а экипаж танка, которым командовал Д. Ф. Лавриненко, уроженец Отрадненского района, уничтожил 52 вражеские машины. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Захват немцами территории края. 24 июля 1942 года пал Ростов-на-Дону, и фашистские войска устремились на Кубань. На этом направлении германское командование сосредоточило значительные силы, которые превосходили части Северо-кавказского фронта (командующий С. М. Будённый) в 1,5 раза по численности личного состава, в 4,5 раза — по количеству орудий и миномётов и в 8 — 10 раз — танков и самолётов. Остановить врага было невозможно. Серьёзное сопротивление немцы встретили в районе станиц Кущёвской, Шкуринской и Канеловской, где были атакованы частями только что сформированного 17-го казачьего кавалерийского корпуса под командованием генерала Н. Я. Кириченко. Развернувшиеся здесь бои продолжались в течение четырёх дней.

В ходе тяжёлых оборонительных сражений удалось не допустить прорыва немецко-фашистских войск к Туапсе и на территорию Закавказья.

В начале августа 1942 года развернулись бои за Краснодар. Сопротивление было отчаянным, против наступающего врага приходилось зачастую бросать необученных мальчишек семнадцати-восемнадцати лет. Однако 9 августа немцы захватили практически весь город, а 12 августа его оставили последние части Красной Армии. Почти вся территория края (исключая районы Геленджика, Туапсе и Сочи) оказалась захваченной врагом.

Оккупация

Устанавливая на Кубани свой «новый порядок», фашистские власти рассчитывали на то, что найдут поддержку среди казаков, многие из которых были недовольны советской властью. Но их надежды не оправдались. Вступить в создаваемую добровольческую антибольшевистскую казачью армию большая часть казаков не пожелала. Из представителей интеллигенции сотрудничать с оккупационными властями в Краснодаре согласились около тридцати человек, преимущественно адвокаты и работники педагогического института.

Фашисты угоняли советских людей на рабский труд в Германию. Сухие цифры скрывают за собой подлинную трагедию: 130 581 человек — именно столько кубанцев были отправлены в Третий рейх, из них более 81 тысячи женщин и свыше 38 тысяч детей. Вернуться после войны на Родину удалось не многим.

Оккупационные власти за любую провинность установили жестокие наказания, чаще всего — расстрел. Если же жертвой партизан становился немецкий солдат, то фашисты казнили десятки заложников (до сорока человек).

В Краснодаре оккупанты использовали «душегубки» – специальные машины для мучительной смерти людей. В фургон загоняли до восьмидесяти человек, после чего пускали туда выхлопные газы. О том, что представляли собой эти машины смерти, можно прочесть в очерке писателя Л. М. Леонова:

«Объёмистый автобус с фальшивыми нарисованными окнами остановился невдалеке. Шеренга пехотинцев… двигалась сюда, и в центре полукольца плелись безоружные местные жители, человек сорок, с узелками, старые и малые… Годных к войне между ними не было, грудных несли на руках… Шествие приблизилось, впереди шли дети… Дверь закрыли… шофёр… завёл мотор, но машина не сразу отправилась на место назначенья… Всё… выглядело крайне мирно: ничто не нарушало тишины, ни шумливые краснодарские воробьи, ни — почему бы это? — даже треск выхлопной трубы. И хотя машина по-прежнему стояла на месте, время от времени как-то странно кренился кузов, точно самый металл содрогался от роли, предназначенной ему дьяволом».

Люди умирали в страшных мучениях, трупы палачи закапывали во рву у Первомайской рощи. 13 ноября были расстреляны все жители посёлка Михизеева Поляна Мостовского района – 207 человек, большинство из них — дети. В Кошехабльском районе Адыгеи было казнено около четырёхсот человек. Только в столице Кубани фашисты уничтожили свыше 13 тысяч жителей. Оккупантами разрушались дома, здания кинотеатров, детских садов и школ, музеев и библиотек. Всё наиболее ценное отправлялось в Германию. Вывозился даже знаменитый кубанский чернозём.

Борьба с оккупантами

С каждым днём ширилась борьба с врагом. Более восьмидесяти партизанских отрядов, образованных в крае, атаковали комендатуры и полицейские участки, а иногда и гарнизоны противника, взрывали мосты, нарушали коммуникации немцев. Панически боялись народных мстителей и пособники фашистов из числа местных жителей: на пощаду со стороны партизан рассчитывать им не приходилось.

Посмертно звания Героев Советского Союза были удостоены братья Евгений и Гений Игнатовы. Воевавшие в отряде, которым командовал их отец, они погибли при осуществлении диверсии на железной дороге.

Активно действовали подпольщики. В антифашистском движении участвовали многие казаки, ранее служившие у белых. Они не пожелали сводить счёты с советской властью и боролись с оккупантами. К примеру, атаман станицы Пашковской К. Н. Чуприна выполнял различные задания местного партизанского отряда.

12 февраля 1943 года части и соединения 18-й и 46-й армий при содействии партизан освободили Краснодар от немецко-фашистских захватчиков.

Конец «Голубой линии»

Прорыв обороны немцев в районе Новороссийска и выход советских войск в район Гайдука положили начало разгрому всей немецкой группировки, державшей оборону на «Голубой линии».

14 сентября началось наступление 56-й армии генерала Гречко на Киевское, Молдаванское и Нижнебаканский. 15 сентября командующий немецкой 17-й полевой армией генерал Йенеке отдал приказ начать отвод войск правого крыла «Голубой линии». Советские войска стали с боями преследовать противника.

21 сентября были освобождены Анапа, станицы Варениковская и Курчанская. 26 сентября — станица Благовещенская, в которой был высажен морской десант. Начались бои по освобождению Таманского полуострова. 27 сентября частями 304-й и 316-й стрелковых дивизий 11-го стрелкового корпуса 9-й армии освобожден Темрюк.

В ночь на 26 сентября в районе озера Соленое высадился десант в составе 83-й морской стрелковой бригады. Командование фронта перебросило к месту высадки дополнительные силы — 103-ю и 8-ю гвардейскую стрелковые бригады. 27 сентября началось наступление в направлении Тамани.

Немецкое командование проводило активную эвакуацию своих частей и военного имущества в Крым и пыталось всеми силами задержать наступление. На рубеже Голубицкая — Красная Стрела — Старотитаровская оборонялись части 370-й, 79-й и 98-й пехотных дивизий. 50-я немецкая пехотная, 19-я румынская пехотная и 4-я горнострелковая дивизии заняли оборонительный рубеж в районе Ахтанизовской, Вышестеблиевской, Веселовки.

Советские войска 2 октября прорвали оборону противника. 3 октября войска 56-й армии освободили станицу Старотитаровскую, 4 октября — Вышестеблиевскую. Наши части вышли в тыл немецких войск. 7 октября немцы оставили Ахтанизовскую и Пересыпь. Последний рубеж немецкой обороны в районе Фонталовской, Кучугур был взломан 8 октября. В тот же день была освобождена станица Запорожская.

Немецкие войска отступили к кордону Ильич и косе Чушка, на которой оставалась последняя переправа в Крым. 9 октября советская армия прорвала позиции противника на подступах к косе и к 7 часам утра вышла к Керченскому проливу. Противник, который не успел эвакуироваться, был уничтожен.

Командующий фронтом генерал-полковник Петров направил Верховному Главнокомандующему Иосифу Виссарионовичу Сталину боевое донесение, в котором говорилось: «В 4.30. 9.10.43 г. войска 56 А Северо-Кавказского фронта ночной атакой, сломив сопротивление врага на последнем предмостном оборонительном рубеже, к 7.00 вышли на восточный берег Керченского пролива. К 9.00 оставшиеся отрезанными от переправ части пр-ка в р-нах м. Каменный, Батарейка, Малый кут были полностью истреблены и физически уничтожены. Территория нижней Кубани и Таманский полуостров полностью от врага очищены. Последний этап битвы за Кавказ, начавшийся в сентябре 1943 г., закончился полным поражение противника и позорным бегством его разгромленных частей в Крым».

В 22 часа 9 октября 1943 года Москва салютовала доблестным войска Северо-Кавказского фронта и соединениям флота, освободившим Таманский полуостров, 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. Многие части и соединения фронта и Черноморского флота за свои подвиги получили почетные наименования Новороссийских, Анапских, Кубанских и Темрюкских.

Исторические факты

Особенно жестокие преступления совершили члены «зондеркоманды СС-10-а», которая представляла собой карательный отряд гестапо, насчитывавший около 200 человек.

1.На стадионе «Динамо» в Краснодаре в период оккупации располагался один из самых больших лагерей для военнопленных на территории СССР. В нем содержалось до 10 тысяч советских солдат. Фашисты использовали пленных как рабочую силу. Помимо концлагеря на стадионе «Динамо», лагеря для военнопленных были в районе мясокомбината на улице Воронежской (до трех тыс. человек), в районе железнодорожного моста, в районе Затона, в районе кожевенного завода и на пересечении Красной и Хакурате, где располагались хлебные амбары. Часть пленных из этих лагерей была отправлена в Германию, а часть уничтожена немцами при отступлении.

За день до освобождения Краснодара немцы подожгли здание гестапо, в подвалах которого находилось около 300 арестованных советских граждан (угол Седина и Орджоникидзе). Быстро распространившееся пламя и взрывы предварительно заложенных мин сделали спасение заключенных невозможным. Из пламени удалось выскочить лишь одному мужчине. Но и он вскоре скончался от полученных ожогов и ран.

2.До Великой Отечественной войны юго-восточная окраина Краснодара была любимым местом для прогулок жителей города. Но в период оккупации Кубани фашистами здесь (ул. Воронежская 55) был устроен лагерь для пленных советских воинов. В ужасных условиях томились несколько сотен солдат, матросов и офицеров. Местные жители старались помочь хотя бы раненым бойцам, но все тщетно – из лагеря смерти никто не спасся. Большинство погибло от голода и издевательств фашистов, а оставшихся в живых гитлеровские каратели расстреляли прямо перед своим бегством.

Чтобы скрыть следы своих преступлений немцы бросили тела советских солдат в наспех вырытую яму и засыпали землей. Краснодарцы перезахоронили останки наших воинов и установили небольшое надгробие.

Спустя тридцать лет на месте лагеря смерти было решено поставить величественный памятник. Следопытами школы № 4 были установлены имена и фамилии некоторых погибших, найдены их родственники, а трудящиеся города приложили немало сил для создания монумента.

Торжественное открытие состоялось 9 мая 1975 года при огромном стечении жителей города. Почтить память погибших пришли школьники, студенты, курсанты военных училищ и, конечно же, простые краснодарцы.

Мемориальный комплекс расположен на возвышенности, вписан в рельеф холма. У подножия – мраморное надгробие. Монумент представляет собой перевернутую четырехгранную бетонную пирамиду, на гранях которой установлены металлические панно. Прилегающая территория вымощена бетонными плитами, часть смотровых площадок – мраморными (брекчия). На нижней площадке комплекса устроена прямоугольная клумба, на которой выполнен квадратный постамент, облицованный мраморными плитами, с бетонным лавровым венком, окрашенным под бронзу. За постаментом находится бетонная стена, облицованная мраморными плитами, с табличкой: «Здесь покоится прах пятисот советских воинов, зверски замученных фашистами 1941–1943 гг. Остановись на мгновение! Под этими плитами стонет земля!».

На входе к мемориалу с северо-запада расположен пьедестал с надписью «Никто не забыт – ничто не забыто», от которого по склону холма к монументу ведет дорога из бетонных плит.

Подходящие специальности
Поступить онлайн